Музей-усадьба известного русского художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко был открыт в 1962 году, в пору наиболее благоприятного времени для музеев советского периода. Он был организован на базе старинной русской усадьбы, принадлежавшей семье Ярошенко с 1885 по 1915 г.г. Это памятник истории и культуры, объект культурного наследия федерального значения.
Ярошенко не жили постоянно в Кисловодске, а приезжали лишь на летний сезон, который начинался в мае и заканчивался в ноябре. Но обустройством усадьбы занимались основательно и во вкусе того времени – возник своеобразный культурный центр на Кавказе, место притяжения духовно близких людей. Безусловно, сад на усадьбе играл значительную роль в жизни хозяев.
Исторически сложилось так, что усадебный сад приобрёл запущенный вид уже к началу 1960-х годов.
Задача воссоздания сада во время открытия музея не была поставлена, обустройство велось частично, силами городского треста зелёного хозяйства. В результате были заасфальтированы садовые дорожки, клумбы обрамлены бетонными бордюрами. Тяжёлые парковые скамьи-диваны сделали сад похожим на городской сквер, а не на старинный сад, в котором не должно быть ни асфальтового покрытия, ни бетона.
Воссоздание сада началось в 1991 году, задачей которого стало приближение облика музейной территории к образцам усадебных садов конца 19-го – начала 20-го века, с воссозданием духа старинной русской усадьбы, но с учетом современного назначения территории для музейного использования. Сад – это и объект музейного показа, и зона отдыха посетителей.
На основании собранных научных материалов (воспоминаний друзей, писем родных, старых фотографий, чертежей, материалов исследований института «Спецпроектреставрация» и т.п.) была написана концепция дальнейшего развития и обустройства сада.
Трудность задачи заключалась в отсутствии точных данных о планировке сада, но даже в случае их наличия процесс невозможно свести к буквальному воспроизведению композиции: приходится считаться с последующими наслоениями, с выросшими деревьями, с изменением назначения ансамбля, большими потоками посетителей и еще с целым рядом факторов, вплоть до современных методов эксплуатации парков.
Территория условно разбита на 3 зоны, сообразуясь со сложным рельефом:
- заповедная зона – верхняя часть сада, где сосредоточены все строения мемориального характера;
- историческая зона – нижняя часть сада с голубыми елями;
- экономическая зона – фруктовый сад, где могут располагаться подсобные строения для хозяйственной деятельности музея.
Общее композиционное решение сада выполнено в свободном, “пейзажном” стиле. В саду предусмотрено чередование закрытых участков для тихого отдыха и прогулок и открытых зон, в основном это площадки для сбора экскурсантов.
Назначение открытых участков заключается также в оптическом увеличении пространства верхней части Ярошенковского сада, в целом относительно небольшого.
Каждая дорожка в саду имеет свое функциональное назначение, это либо транзит, либо прогулочная тропа для обзора цветочных клумб или иных “видовых ниш”. В верхней части сада предусмотрены “видовые площадки” для обзора живописной композиции нижней части.
Растительность в саду скомпонована по двум принципам: по принципу непрерывности фруктового сада и по принципу “сада непрерывного цветения”. В ассортимент включены вечнозеленые виды, которые украшают и оживляют сад в зимнее время, а также растения-лианы для вертикального озеленения. В “аптекарском огороде” посетители могут ознакомиться с редкими пряными и лекарственными растениями.
Важное значение придано малым архитектурным формам и оборудованию в саду, так как от их внешнего вида во многом зависит облик сада. Садовая мебель в саду скромная и простая, по аналогам 19 века – крашеные скамьи, столики. Исключается пластик, как материал изготовления, и яркие цвета.
Генплан сада прошёл необходимое согласование в Министерстве культуры РФ.
В своих отзывах многие посетители музея отмечают особую роль сада в жизни усадьбы.